Україна захищає світ
00
00
00

ЗМІ про нас

Военная разведка Украины: видеть и знать. Уроки гибридного противостояния

7 вересня 2016 року / Інтернет-видання “Інформаційний спротив”

Работа спецслужб всегда была скрыта от посторонних глаз и далека от публичности, но в условиях затянувшейся агрессии России против Украины можно сделать основные выводы об успехах и неудачах украинских силовиков, в частности, военных разведчиков.

Военная разведка Украины: видеть и знать. Уроки гибридного противостояния

Поскольку речь идёт о вооружённом конфликте, где юридический термин “антитеррористическая операция” фактически означает, что боевые действия ведутся на территории Украины со стороной, которая не признаёт своей причастности к войне, то ключевая роль отводится военной разведке, а именно Главному управлению разведки МО Украины (далее ГУР, - ИС).

К философии разведки вполне применимо толкование избитой цитаты комедийного фильма “Видишь суслика?... Нет… И я не вижу… Но он есть!!!”. У разведчиков считают, что если чего-то не видеть, то это всего лишь означает:

– проблему технической оснащённости – отсутствие аппаратного комплекса, позволяющего это “что-то” увидеть;

– непонимание, с каким именно “зверьком” приходится иметь дело, воспринимая суслика за хомяка-переростка или луговую собачку.

Таким образом, говоря о деятельности военной разведки, можно рассуждать, к каким событиям она причастна и с какой эффективностью.

Почти год военная разведка Украины предоставляет уникальный шанс оценить не только свершившиеся события, но и самостоятельно построить прогнозы по возможным вариантам развития ситуации.

Скрытой от глаз обывателя остаётся деликатная работа военной дипломатии, как за границей, так и на территории Украины. Но скрытой только на первый взгляд. А если копнуть глубже, то:

– радикально изменилась в целом риторика зарубежных стран и военно-политических блоков в отношении вооружённой агрессии России против Украины. Сейчас уже почти все говорят о России, как об агрессоре и даже союзники РФ по ОДКБ не подают ситуацию на временно оккупированных территориях Украины, как внутренний конфликт. Здесь стоит отметить выступления представителей НАТО, руководителей Германии, США, Эстонии, Литвы, Беларуси, Казахстана и др. после официальных встреч с украинскими политиками, которым всегда предшествуют неофициальные закрытые встречи сотрудников спецслужб и обмен непубличной информацией;

– большая часть заявлений мировых и украинских политиков ссылается на достоверные факты и данные о перемещении войск, используемых вооружениях и экипировке, объёмах поставок боевой техники, боеприпасов и топлива, военных персоналиях и целых штатных подразделениях вооружённых сил РФ, которые невозможно получить открытым путём из-за физической и информационной блокады со стороны России, но вполне объясняются позициями агентуры и возможностями технических средств разведки;

– в сводках об обстановке в зоне боевых действий стали преобладать сообщения об успешных тактических акциях и отдельных событиях военного характера, которые не возможны без своевременной и точной информации о противнике;

– со стороны российских властей предпринимаются регулярные попытки подавить интерес к информации украинской военной разведки со стороны либеральных российских СМИ и собственного населения в т.ч. путём угроз и административного давления (ужесточение законов, обыски в офисах СМИ, шантаж и угрозы журналистам и редакторам, привлечение к уголовной ответственности рядовых граждан за репосты в соцсетях или комментарии), а также с использованием кибертехнологий (DDos-атаки на сайты, взлом персональной электронной почты и аккаунтов в социальных сетях).

Об уровне осведомлённости военной разведки Украины можно судить уже не косвенно, а прямо, если на профессиональном уровне подойти к той информации, которую разведчики придают публичности. Примеры.

Дело Бушуева

Стоит отметить, что за последний год украинская военная разведка довольно много внимания уделила преданию гласности и публичности фактам непосредственного участия кадровых офицеров и генералов российской армии в боевых действиях на Донбассе. Помимо расширения каналов разоблачения генеральной, но не гениальной лжи Путина об отсутствии в Украине российских военных, такая информационная деятельность ГУР МОУ открыла новые горизонты противодействия развязанной Россией гибридной войне, недоступные для традиционных войн и региональных конфликтов.

Здесь интересно отдельно рассмотреть “дело полковника Бушуева”. Изначально могло показаться, что регулярное освещение всевозможных неприятностей с “недалёким” российским офицером это грамотная компиляция открытой информации (например, видеоролик, где солдаты выполняют приказ Бушуева исполнить гимн России в противогазах, снятый ещё в 2011 году) с разведданными в интересах его дискредитации перед патриотами и сторонниками Украины. Но после уничтожения Александра Бушуева 3 июля 2016 г. картинка сложилась в целом: украинская разведка выбрала и длительное время сопровождала “цель” в т.ч. в интересах влияния на российских кадровых военных, вынуждая последних максимально сопротивляться авантюре Кремля. 

Не секрет, что в среде определенной прослойки российских офицеров командировка на необъявленную войну в Украину это повод не только выслужиться, но и обеспечить себе карьерный рост за счёт получения досрочных воинских званий, поступления в академию ГШ вне конкурса, неорганичного восхождения по должностной лестнице. И здесь стоит обратить внимание на довольно странное обращение “группы российских офицеров”, которое “всплыло” в Интернете в конце мая этого года. Эксперты сразу обратили внимание на 2 ключевых момента в контенте этого письма:

– указано 17 подписантов с реальными личными данными и местами ”предыдущей” (т.е. до отправки в Украину) службы, что подсознательно вызывало вопрос: “А кто и откуда эти офицеры, где они сейчас?”;

– обращение в т.ч. к главному российскому военному прокурору, что обеспечивало 100% гарантию внимания к контенту со стороны независимого от военного командования органа надзора.

Использование в тексте упоминания о двух кандидатах на поступление в академию генерального штаба, генерала Тимофеева и полковника Бушуева, очередные ссылки на уже известные факты “чудачеств” последнего, очевидно, это было затравкой для автоматической реакции военной прокуратуры (прокуратура просто обязана была отреагировать).

И что интересно – результат был достигнут. Более года российский кадровый полковник Бушуев командовал бригадой в условиях боевой обстановки Донбасса, а когда подошёл срок получать награды…., так и не уехал в Москву. Этот факт, оказал гораздо более серьёзное влияние на российский офицерский корпус, чем последующее уничтожение этого российского офицера под небольшим донецким посёлком Харцизск 3 июля этого года. Руками российской прокуратуры украинская разведка показала, что далеко не всё и далеко не всегда власти готовы простить своим послушным цепным псам.

При этом, неважно кто прикончил российского полковника и по каким причинам, но весь ход событий и публикаций марта-июля этого года вокруг “7 (дебальцевской) бригады” “днр” подтверждает, что военная разведка Украины фактически хозяйничала в этой бригаде. А в нужный момент, когда среди патриотов Украины начались роптания в бездеятельности властей по отношению к распоясавшимся боевикам, это позволило нанести ряд точечных, но очень болезненных ударов по оккупантам. И на передовой (бригада понесла значительные потери живой силы 29-30 июня этого года и запаниковала), и на информационном фронте, где факт гибели российского кадрового офицера с указанием его реальной фамилии подтвердили многочисленные и довольно известные сторонники “новороссии”. Хотя украинская военная разведка и отрицает свою причастность к уничтожению Бушуева, тот факт, как и когда это было сделано, как и сама траурная надпись на фотографии этого российского офицера на официальном сайте ГУР МОУ говорит о другом.

Волшебным образом на временно оккупированных территориях Донбасса регулярно взлетают в воздух цистерны с горючим, цеха по производству боеприпасов, среди бела дня расстреливаются ключевые полевые командиры и кадровые российские офицеры, что подразумевает максимально плотную связь разведструктур с патриотической частью местного населения оккупированных территорий.

Подача информации об использовании СМИ в т.ч. для деблокирования информационного поля России:

По мнению экспертов в вопросах пропаганды и информационной войны, Украина получила бесценный опыт использования национальных инструментов связей с общественностью для целенаправленного влияния на население и войска агрессора. Понимая, что Кремль не сможет быстро блокировать общее информационное пространство или использовать его только в свою пользу, украинские патриоты создали уникальную информационную среду, интерес к которой со стороны россиян уже присутствовал, и эту среду нужно было только “перевести на военные рельсы”. Такую особенность активно использует военная разведка Украины, которая нарастила своё информационное присутствие вопреки традиционным подходам “закрытости и конспиративности”. Информация, которая распространяется разведкой через национальные СМИ в т.ч. через публичные каналы (сайт, соцсети, брифинги и комментарии) значительно расширила аудиторию за счёт россиян в т.ч. военнослужащих ВС РФ и их близких. При этом, несмотря на тотальный контроль Кремля над российскими СМИ, нередко и они выступают ретранслятором сообщений украинской разведки.

За этот год отдельные информационные акции украинских разведчиков, раскрученные в том числе и проправительственными российскими медиа несколько раз вынуждали реагировать власти в лице пресс-службы Министерства обороны России. По понятным причинам, тема с гибелью российских военных на Донбассе для российских властей крайне неприятная и театр абсурда здесь вполне объясним. Но вот использование украинской разведкой таких нестандартных поводов, как интерес россиян к коррупции своих чиновников, выглядело явно неожиданным для Кремля. Опубликование ГУР МОУ информации “Хонка Шойгу или Красный Дракон-2” 11 апреля можно назвать информационным ядерным взрывом малой мощности. Россияне уже привыкли к “хонкам” Шойгу под Москвой и в большинстве своём понимают, что на побережье оккупированного Крыма большинство из них домики не выстроят и потому с большим интересом отнеслись к такой информации.

Стоит отметить, что пресс-службе МО РФ крайне не выгодно давать любые комментарии о публикациях украинских госструктур и медиа т.к. это только поднимает интерес к выявлению правды о российско-украинском конфликте.

Слишком затянувшая ложь Путина и Лаврова, на фоне волшебных превращений самообороны Крыма в вежливых, но очень зелёных человечков в виде российских десантников, даже самых отрешённых обывателей заставляет задумываться хотя бы над логикой, если не над правдой.

Интересно было наблюдать за комментариями реальных (судя по их профилю в соцсетях) российских граждан к репосту информации украинской разведки в российском интернет-издании Росбалт под названием “Разведка Украины: В Донбасс вошли две колонны с территории РФ”. Информация украинской стороны касалась сопровождения колон автомобилей с боеприпасами с территории Ростовской области в Украину конкретными российскими офицерами с указанием их персональных данных. По понятным причинам, Росбалт не стал публиковать паспортные данные русских военных, но в целом корректно передал содержание публикации. Один из комментариев к статье содержал вопрос, больше риторический: если Украина открыто запрашивает и говорит о военной помощи запада, то почему Россия молчит? Или русские не помогают своим братьям на Донбассе, или… помогают, но боятся об этом говорить? Чего боится “великая” Россия? В последствии как-то очень быстро эти комментарии были удалены буквально через час после их появления.

И если Россия отрицает очевидное, то это не означает, что на очевидное будут закрывать глаза и все остальные страны. Впечатляют масштабы опубликованной в Интернете информации с фотографиями и персональными данными граждан РФ в т.ч. кадровых военных, которые воюют против украинского народа на Донбассе и захватывали Крым. И эти публикации являются фактическим “чёрным списком” для всех тех, кто когда-либо пожелает выехать за рубеж в т.ч. по документам прикрытия (касается разведчиков и спецназа) т.к. современные программы фотобиометрии довольно успешно распознают уже засвеченных в Интернете лиц, пытающихся использовать чужие данные и документы.

На фоне такой затянувшейся лжи и диссонанса сознания рядовых российских граждан, с конца апреля украинская разведка приступила к использованию не только информации об участвующих в боевых действиях на Донбассе российских офицерах, но и об их близких, членах семей. Официально публикуются адреса проживания и контакты, но судя по эху из социальных сетей, то в работе подразделений разведки Украины наличествует и более полная и детальная информация о родственниках военных, причисленных к российскому оккупационному корпусу. Таким образом, по открытым каналам коммуникаций стало возможным доносить объективную информацию не только до ближайшего окружения наемников (семья, близкие друзья), но и до всего круга общения российских военных.

Сообщается, что в ряде случаев информация военной разведки Украины являлась шокирующей для родных и близких российских военных, которые не знали о новом месте “службы” родственника. А общий эффект от такого влияния усиливался довольно неоднозначным отношением российского общества к войне против Украины и противоречивой политикой Кремля, пытающегося балансировать между войной с мифической хунтой и дружбой между братскими народами. (Такая информация, к примеру, подавалась по родственникам российский офицеров Стрюка, Волыхина, Тихонова).

Вариант подачи информации о влиянии на свои силы и население:

Довольно интересен опыт украинской разведки по влиянию на моральное состояние ВСУ и украинского населения. Просматривая украинские телеканалы, немного удивляло, что рядовые бойцы на передовой довольно часто ссылаются на использование данных разведки, опубликованных на сайте ГУР МОУ. Понятно, что разведчики придают гласности разведданные крайне оправдано в т.ч. вынуждая противника принимать нужные решения, осознавая степень осведомлённости противника. Но если рядовой на фронте научился понимать и использовать язык открытой публикации разведоргана своего командования, то это тоже определённое ноу-хау этой гибридной войны. Не говоря уже о традиционном влиянии на свои войска сообщений о потерях противника, его низком боевом духе, фактах дезертирства, мародёрства, недостатков снабжения продовольствием и т.п.

Российским властям стоит всё-таки понять, что гибридная война это не только их преимущество, но и та уязвимость, правильное использование которой закончится не только поражением России в войне, а и крахом самой кремлёвской моноцентричной авторитарной клептократии.

 

Группа Информационное Сопротивление